Постскриптум «ЛихоЛесья»

(о сингле «P. S. Тебе» 2009)

Руслан Гончаров

Вторая половина 2009 года — период для горловской рок-группы «ЛихоЛесье» особый. Именно десять лет назад (как раз на рубеже осени-зимы 1999–2000) этот творческий коллектив, состоявший тогда из недавних выпускников средней школы Дмитрия Дуброва, Евгения Воронина и бессменного ударника Михаила Ковалева, начал свое существование. И уже летом 2000 года они заявили о себе первым акустическим альбомом «Я живу», звучавшим незамысловато, но вполне гармонично и до безобразия жизнеутверждающе-романтично. За прошедшие десять лет группа прошла очень активный и плодотворный творческий путь и сейчас находится в процессе подведения промежуточных итогов и поиска путей дальнейшего развития. И хотя процесс этот начал ощущаться уже в «Дневнике Тани Савичевой», говорить о его результатах детально, наверное, еще рановато: ребята, как известно, готовят по поводу своего юбилея отдельный альбом.

Но чтобы не дать расслабиться своим поклонникам, уже заслушавшим «до дыр» выпущенный около года назад «Дневник Тани Савичевой», группа решила предварить новый альбом синглом. Диск «P. S. Тебе» содержит новые версии двух уже не новых песен: собственно «P. S. Тебе», вошедшей в альбом «Свободные», и «Из детства», прозвучавшей в «Дневнике Тани Савичевой». Плюс к этому, на диске размещена официальная дискография группы в формате mp3.

Главное, что эти две песни объединяет в смысловом плане — это как раз тема подведения итогов, рефлексия собственного прошлого, из которого закономерно вырастает и настоящее, и будущее.

Первая песня «P. S. Тебе» — оглядываясь назад, автор констатирует, что там не все так мрачно и трагично, как это подчас отражено в большинстве песен из последних альбомов группы. В любом случае, рядом всегда есть что-то или кто-то, дающее/дающий силы жить и творить дальше. И это стоит благодарности. Подобные песни-благодарности, песни-воспоминания, в которых авторы обращаются к друзьям, любимым, Богу или в обобщенном образе ко всем вместе взятым, перечисляют всё, за что они благодарны и чем им стоит гордиться, что безвозвратно осталось в прошлом как повод к ностальгии, в общем-то, не редкость. Рано или поздно они появляются в творчестве большинства рок-музыкантов, чувствующих за спиной определенный, уже пройденный путь. Если брать русскую «классику», это и «За тех, кто в море» А. Макаревича, наверное, наиболее злоупотребляющего тематикой светлой тоски по прошедшей молодости, и «Синоптики» «Наутилуса Помпилиуса». Явственно, но более драматично мотивы осмысления творческих порывов юности звучат в «Последнем шансе» «Крематория», в «Одном взгляде назад» «Воскресения», в «Агидель (Белой реке)» ДДТ. По интонации и общему пафосу наиболее близка песня «ЛихоЛесья», на мой взгляд, к гребенщиковской «Если бы не ты». «Если бы не ты» — повторяет в конце каждой строфы Гребенщиков, перечисляя всё, что могло с ним случиться. «Я благодарен тебе» — повторяет Дубров, перечисляя все, что случалось и продолжает случаться. Мощная доза света, жизнелюбия, благодарности, запечатленная в «P. S. Тебе», была не лишней в финале альбома «Свободные». Далеко не лишней она является и в общем постскриптуме ко всему творчеству группы.

«Из детства» удачно оттеняет неразбавленный оптимизм первой песни, драматизируя ситуацию перехода из прошлого в будущее мотивом разрыва связи времен, разрушения образа реальности. «Солнышко с гранатою в руке» действительно «разрывает в груди» и «стучит в виске», сокрушая своим драйвом не только «все законы инерций», но и любые сомнения в том, что участникам группы действительно некуда деться из детства, сложно оторваться от него. Причем от детства не только своего, биографического (вторая половина 1980-х), хронологически связанного с периодом апогея творчества Майка Науменко и Егора Летова, влияние которых на музыку «ЛихоЛесья» небезосновательно констатирует в своей рецензии Ната Платонова [1]. Можно говорить и о детстве самого русского рока — ранних 1970-х, прошедших, в частности, под знаком такой же мощной рок-н-рольной энергетики «The Rolling Stones», «Deep Purple», «T. Rex».

Одной из наиболее явных предпосылок возникновения этого сингла, на мой взгляд, является творческая активность Тима Талера. Именно его гитарная и саунд-продюссерская работа определила звуковое лицо песен. Это лицо явно «безображено» интеллектом, хорошим музыкальным вкусом и, что не мало важно, на этот раз — точным чувством меры в применении выразительных средств, с которым Талер, как по мне, не всегда дружил в своих сольных альбомах. За сим, не являясь специалистом в данной сфере, предпочту далее не распространяться. Лишь не без гордости замечу, что как человеку, имевшему с Тимом собственный позитивный опыт музыкального сотрудничества [2] и лично познакомившему Талера с Дубровым, мне приятно, что их творческое взаимодействие оправдывает те перспективы, что виделись мне еще несколько лет назад. Возможно, в готовящемся альбоме они пойдут по пути, слегка приоткрытому в сингле, и его (сингл) можно воспринимать не только в качестве постскриптума, но и как пролог к новому альбому и новому звучанию «ЛихоЛесья»?

В любом случае идея периодического выпуска «ЛихоЛесьем» подобных синглов кажется мне вполне оправданной, и просто Клондайком для подобных экспериментов с аранжировками и саундом могут стать ранние альбомы группы («Я живу», «Желание чтобы», «Мифрил»), слегка уже подзабытые и, возможно, утратившие, с точки зрения Дуброва, актуальность своего музыкального оформления, но не утратившие мелодического и поэтического очарования.

Примечания

1. См. Ната Платонова. Рецензия на сингл «P. S. Тебе» 2009.

2. Речь идет о двух оформленных Талером песнях горловско-днепропетровской группы «ГДЕ?» из альбома «Коляска-долботряска».